Акция “Птичья кормушка”

В ГУО «Ясли – сад №43 г. Солигорска» проведение акции «Птичья кормушка» стало уже доброй традицией. Различные мероприятия в нашем учреждении дошкольного образования проходили на протяжении трёх с половиной недель (с 08.01.2018 по 31.01.2018).

Основной целью акции было: формирование представлений воспитанников о зимующих птицах, их образе жизни, а также роли человека в жизни птиц.

Подкормка птиц в зимний период – довольно старая традиция. Её первыми инициаторами были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться. Зимой даже лесные птицы начинают тянуться к человеческому жилищу. Голод заставляет на время забыть о естественной осторожности.

Подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым, но и помогает взрослым в обучении и воспитании подрастающего поколения. Дети через беседы, познавательные занятия и наблюдения узнают о различных видах птиц своей местности, знакомятся с характерными особенностями внешнего вида, поведения, учатся заботиться о птицах, испытывают радость от осознания того, что, делясь крохами, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели.

Наши воспитанники охотно участвуют в организации и проведении подкормки зимующих птиц: изготавливают совместно с родителями кормушки, собирают корм и разрабатывают «Птичье меню».

Результатом хорошей подкормки является то, что стайки птиц в ожидании корма держатся на участке детского сада, ждут его. А для того, чтобы дети знали, как называется тот или иной посетитель кормушки, чем он любит полакомиться, педагоги совместно с воспитанниками изучали книги с изображением птиц и советами, просмотрели ряд презентаций о зимующих птицах, проводились познавательные занятия, беседы.

В ходе акции с воспитанниками были проведены такие беседы: «Что ты знаешь о птицах зимой?», «Почему необходимо подкармливать птиц зимой», «Чем подкормить птиц зимой», «Заготовка корма для птиц», «О диких и домашних птицах», «Как скворец себе дом выбирал», «Цыпленок Чик и кот Федот», «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать». Решение проблемной ситуации: «Почему птиц стало меньше?», «Синичка-гостья нашего участка!» «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой».

Регулярно проводятся дидактические и подвижные игры: «Кто как кричит?», «Чья тень?», «Угадай кого не стало», «Кот и воробьи», «Собачка и воробьи», «Какая это птица», «В зимней столовой»; «Кто где живет?», «Найди по контуру»; «Чей голос?», «Соедини по точкам», «Собери птичку», «Кто дальше, кто ближе», «Кто где сидит», «Покормим птенчиков», «Покажи и назови»; лото «Птички», «Угадай по описанию», «4 лишний», «Какая птичка прячется за веткой?». Сюжетно-ролевые игры: «Птичья столовая», «В гости к птицам».

Было прочитано много научной и художественной литературы (Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», О.Григорьева «Синица», А.Яшин «Покормите птиц зимой»). В средних и старших группах воспитанники со своими педагогами составляли описательные рассказы о птицах, разучивали пословицы и поговорки, заучивали стихотворения, прослушивали записи голосов зимующих птиц, рисовали, делали аппликации и лепили птиц в каждой возрастной группе. Очень познавательными и интересными оказались для ребят наблюдения за пернатыми гостями, которые посещали кормушку. В каждой возрастной группе ведутся дневники наблюдений за птицами.

Зимнее время года наиболее благоприятно для начала изучения образа жизни птиц, остающихся зимовать. Птицы становятся более заметными, они сами тянуться к человеку.

С каждым днем на нашей кормушке увеличивалось количество воробьёв. Дети стали проявлять любознательность, а некоторые придумывать имена нашим гостям воробьям.

В рамках акции были проведены беседы с законными представителями воспитанников, в ходе которых был рассмотрен ряд вопросов: знают ли дети зимующих птиц, какие кормушки нужны для зимующих птиц, как изготовить, какие материалы для этого нужны, какой корм предпочитают. В течение всей акции дети вместе с родителями узнавали о зимующих птицах интересные факты. Из художественной литературы, энциклопедий, справочников, из общения с родителями и другими взрослыми выяснили, какие птицы зимуют в городе, узнали об их повадках, о предпочтениях в еде и образе жизни, о том, что кормушки привлекают птиц в парки, сады, где они порадуют нас своей красотой. Но зимою, начав подкормку птиц, обязательно нужно продолжать её систематически, без перерывов, иначе она принесет вред. Привыкая находить корм на определенном месте ежедневно и, вдруг, не найдя его, птицы не полетят сразу же в другое место, а будут ждать, терять время и силы, что может привести к гибели птиц.

Воспитанникам нашего учреждения понравилось помогать птицам в зимний период. Родители интересовались о том, как проходит акция в нашем учреждении, прилетают ли к нам птицы. Некоторые родители делились своими новыми знаниями о птицах нашего города, о том, что видели птиц, или даже кормили птиц в парке. Таким образом, совместная деятельность способствовала укреплению детско-родительских отношений, а также вовлечение родителей в жизнь нашего дошкольного учреждения. Дети ждали появление пернатых гостей, часто выглядывали в окно, а увидев птиц, очень радовались. Ребята узнали, что у разных птиц есть свои предпочтения в еде. Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо – семечки подсолнуха, которые должны быть мелкими и нежареными. Умные птицы не глотают семечки целиком, а мастерски выклевывают зернышки.

В результате проведённой работы наши воспитанники знают и называют большое количество зимующих птиц; отличают и сравнивают птиц: у детей появилась ответственность и забота о пернатых друзьях; в свободной деятельности широко применяют стихи, пение песен, используют для этой деятельности наряды и атрибуты.

У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с природой, участвовать в жизни группы.

Фотоотчет