Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду

Период адаптации – это тяжелое время для малыша, его родителей и персонала группы. Многие родители волнуются, о том, будет ли ребенку хорошо в учреждении дошкольного образования, не начнет ли он капризничать, расстраиваться при расставании с близкими людьми, не начнет ли он болеть? Эти волнения и тревоги закономерны, т. к. поступление в детский сад – сложный период в жизни маленького ребенка, своеобразный экзамен его психики и здоровья. 

В условиях семьи малыш привык к установленному распорядку жизни, к определенной обстановке, способам обращения с ним. У ребенка сложились привычки, выработался свой стиль поведения, отношений с членами семьи.

В среднем длительность адаптации у детей раннего возраста длится 2-3 недели. Но даже такой относительно короткий срок для ребенка далеко не безобиден.

В период адаптации возможность заболевания ребенка, особенно трудно привыкающего к новым условиям, возрастает, поскольку под влиянием эмоционального напряжения снижаются защитные силы организма.

Опыт показывает, что известные трудности в адаптационный период испытывают дети, привыкшие к общению только с родителями. Замкнутый образ жизни семьи, недоброжелательное отношение к окружающим людям – причины, тормозящие образование у малыша умение контактировать с незнакомыми людьми. А это значит, что в первые дни пребывания в детском саду он будет негативно относиться к воспитателям, помощникам воспитателя, что усложняет уход за ним. Дети радушных, гостеприимных, дружелюбных родителей, дети из многодетных семей легко вступают в контакт с воспитателями. Дети в таких семьях веселы, много играют, общаются с персоналом группы. У таких детей, как правило, адаптационный период длится несколько дней. Плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, которых чрезмерно опекают в семье, которые не знают родительского «нельзя». Ребенок, у которого дома не тренируется способности тормозить свои желания, с трудом усваивает и выполняет правила поведения, взаимоотношений, приучения к которым начинается с первого дня пребывания в учреждении дошкольного образования.

Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь дошкольного учреждения. Для этого нужно подготовительная работа.

Необходимо предварительное знакомство воспитателей с ребенком и родителями. И начинаться такая работа должна до прихода ребенка в детское учреждение.

Перед поступлением ребенка в детский сад необходимо обсудить с родителями следующие проблемы:

1) Как в семье проводятся режимные процедуры? Интересуется, как ребенок пользуется туалетом, как засыпает, просыпается, умеет ли есть сам, поют ли колыбельные песни перед сном?

Познакомить родителей с режимом дня в группе. Обсудить проблему согласования домашнего режима с распорядком дня, принятым в семье. Полученную информацию учитывать в процессе последующей индивидуальной работы с ребенком.

2) Какой тип общения предпочитает малыш?

Если выясняется, что ребенок предпочитает только эмоциональное общение со взрослыми, то родителям необходимо побольше играть с ребенком с предметами, с сюжетными игрушками, стимулируя его инициативу в общении, поддерживая любознательность.

3) Стремится ли ребенок к самостоятельности в самообслуживании и в ходе режимных процессов?

Если ребенок привык к тому, что все за него делают взрослые, нужно обратить внимание родителей на то, чтобы они поощряли любое стремление ребенка сделать что-то самостоятельно.

4) Умеет ли ребенок общаться с другими детьми?

Если малыш испытывает трудности в этой сфере, посоветуйте родителям чаще водить его на детские площадки, приглашать в гости его сверстников, играть с ними в игры-забавы, поощряя положительные эмоциональные проявления по отношению  друг к другу. Помогайте налаживать совместную игру и улаживать конфликты,  внушайте ребенку, что  он стал таким большим и уже может посещать учреждение дошкольного образования. Создайте спокойный, бесконфликтный климат для него в семье. В первые дни не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, раньше забирать домой.

Родители должны щадить  ослабленную нервную систему своего ребенка. На время прекратить походы в гости, создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении. Одевать ребенка так, как необходимо в соответствии с температурой в группе. Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы, если ребенок заболеет, конечно, надо обратиться к врачу.

Эти советы помогут заботливым родителям грамотно и безболезненно помочь своему ребенку пережить процесс перехода из дома в детский сад.

Дошкольное учреждение первым открывает перед ребенком мир социально общественной жизни.

Вхождение ребенка в детский сад должно быть постепенно: вначале нужно привести в группу, познакомить с воспитателями, со сверстниками, посмотреть вместе с ним игрушки, вызвать интерес к новому окружению. Воспитателю дружелюбно, ласково разговаривать с малышом в присутствии родителей, помогать переодеться. Показать шкафчик с веселой картинкой, мини – игровую зону с разными игрушками в групповой комнате, все это помогает избавиться от беспокойств у малыша. Малыш выбирает понравившуюся игрушку, и вместе с мамой проходит в группу. Необходимо убедить маму немножко поиграть с ребенком и другими детьми в группе. Мама является проводником и защитником ребенка.

Очень важно, чтобы мама не просто присутствовала рядом с ребенком, но принимала активное участие в жизни группы и играла не только со своим ребенком, но и с другими детьми.

Основная задача каждого воспитателя – сделать первые дни пребывания ребенка в дошкольном учреждении максимально комфортными благоприятными для его эмоционального благополучия. Самое главное для любого педагога, работающего в первой младшей группе – завоевать доверие малыша, его привязанность, дать ему почувствовать, что его понимают и принимают таким, какой он есть.

Не маловажную роль играет постоянство среды, которое должно соответствовать возрастным особенностям дошкольников. Любознательность и активность побуждают его отрываться от мамы на безопасное расстояние. Постепенно ребенок добровольно включается в игры с воспитателем и  другими детьми.

С каждым днем необходимо  увеличивать время пребывания ребенка в детском саду, а каждое утро  приветливо и дружелюбно встречать малыша в раздевалке группы.

Во время режимных процессов каждый педагог должен учитывать индивидуальные особенности детей, их привычки и предпочтения. Чем быстрее малыш почувствует доверие к педагогу и установит с ним контакт, тем спокойнее он перенесет перемены в своей жизни, разлуку с близкими.

Вежливое и приветливое отражение родителей к воспитателям расположит ребенка к общению с ними.

Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшие условия, облегчающие ему адаптацию к перемене в образе жизни. Признаком завершения периода адаптации является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, его увлеченная игра с игрушками, доброжелательное отношение к педагогу и сверстникам.