Тревожный ребенок

ельный процесс в учреждении дошкольного образования осуществляют 24 педагРодители любят своих детей тревожной и снисходительной любовью,  которая портит их.  Есть другая любовь, внимательная и спокойная, которая делает их честными».
Дени Дидро.

У тревожного ребенка тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует ребенку в любом виде деятельности. Когда ребенок боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха (страх темноты, страх высоты, страх замкнутого пространства).
К. Изард объясняет различие терминов “страх” и “тревога” таким образом: тревога – это комбинация некоторых эмоций, а страх – лишь одна из них.
Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка.
Тревожные дети живут, ощущая беспричинный страх. Повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность и это может привести к сниженной самооценке и неуверенности в себе («Я ничего не умею!»).

Тревожные дети проявляют свою тревожность по разному.

Первые предпочитают не обращать на себя внимание ведут себя примерно тихо, скромно, не нарушают дисциплину

Вторые наоборот не усидчивы, раздражительны, могут конфликтовать со сверстниками и взрослыми, чрезмерно болтливы.

Это все одни и те же грани тревожности.

Критерии определения тревожности у ребенка (по П. Бейкеру и М. Алворду).
1. Постоянное беспокойство.
2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
4. Раздражительность.
5. Нарушения сна.
Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.
Признаки тревожности: (по Лаврентьевой Г. П., Титаренко Т. М.).
Тревожный ребенок
1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен и скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.
                   Почему возникает тревожность у детей?

Большинство специалистов считают, что тревожность развивается в результате нарушения детско-родительских отношений, когда ребенок находится в ситуации внутреннего конфликта, вызванного:

1- Неадекватными требованиями родителей к возможностям своего ребенка

2- Повышенной тревожностью самих родителей

3- Непоследовательностью родителей при воспитании ребенка

4- Предъявлением ребенку противоречивых требований

5- Чрезмерной эмоциональностью одного или обоих родителей

6- Стремлением родителей сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей

7- Авторитарным стилем воспитания в семье

8- Гиперсоциальностью родителей – стремлением все сделать правильно, во всем соответствовать общепринятым стандартам и нормам.

Как помочь тревожному ребенку.

Работа с тревожными детьми проводится в следующих направлениях:
1. Повышение самооценки.

             Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте его успехи в присутствии других детей. Похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации старайтесь находить повод для того, чтобы похвалить ребенка.
Желательно, чтобы тревожные дети чаще участвовали в таких играх, как “Комплименты”, “Я дарю тебе…”, которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя “глазами других детей”.

2. Обучать ребенка умению управлять собой и своим поведением в волнующих его ситуациях.                                                          

             Чаще тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Обучать ребенка управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях можно и нужно в повседневной работе с ним. Играйте с детьми в ролевые игры. Разыгрывайте ситуации, которые тревожат ребенка, в которых кукла взрослого исполняет роль ребенка, а кукла ребенка – роль взрослого. Это поможет ребенку выразить свои эмоции. Тревожные дети боятся двигаться, а ведь именно в подвижной эмоциональной игре ребенок может пережить и сильный страх, и волнение, и это поможет ему снять напряжение в реальной жизни.
3. Снятие мышечного напряжения.
             При работе с тревожными детьми желательно использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела или совершенно простое и необходимое упражнение /обнималки/.
Еще один способ снятия излишней тревожности – раскрашивание лица старыми мамиными помадами. Можно также устроить импровизированный маскарад шоу. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться.